Выставка "Императорские чугунки"

Дата начала: 04.08.2017 г.

Дата окончания: 28.05.2018 г.

Выставка «Императорские «чугунки» открылась к 180-летию российских железных дорог и 160-летию первой железной дороги «Санкт-Петербург – Петергоф» в августе 2017 года. Организаторами выставки выступили Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, ГМЗ «Петергоф». Участвовал в процессе создания выставки Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, а также ОАО «Российские железные дороги».

Исторические параллели

Выставка с помощью оформленных стендов показывает историю железнодорожного строительства в Российской империи, «первыми ласточками» которого стали «чугунки», связавшие  «Северную Пальмиру» и окрестные царские резиденции. Успешным этот сложнейший проект стал благодаря высокой квалификации первых железнодорожников нашей страны. Кроме технических подробностей устройства паровозов и поездов того времени, на выставке можно увидеть примеры дорожного быта и моды, которая создавалась путешественниками и железнодорожниками XIX-XX вв.

Экспонаты выставки, представленные на стендах, сразу увлекают посетителей и показывают этапы строительства железной дороги в Петергоф – резиденцию царского двора. Иллюстрациями этого процесса стали редкие документы, рисунки, фотографии из архивов и библиотек предприятий и организаций – участников строительства. На стендах можно увидеть флаги, отражающие исторические параллели, существующие в биографии Министерства путей сообщения России в столь насыщенный период строительства и эксплуатации железных дорог, каким был XIX век и начало ХХ века.

Государственно - частное партнёрство

На выставке широко представлена тема участия государя-императора Николая I, по указам которого создавалась и развивалась наиважнейшая отрасль хозяйства, каковой является сфера железнодорожного транспорта. Благодаря своей воле и памятуя о достижениях Петра Великого, Николай I как бы заглянул в будущее страны, дав начало процессу строительства первых железных дорог на просторах Российской империи. Это была Царско-сельская железная дорога (1837 г.), о которой написал свою «Попутную песню» М. И. Глинка, а также Николаевская железная дорога (Петербург – Москва), начавшая действовать в 1851 году. «Чугункой» номер три стала, построенная в 1857 году дорога из города на Неве в Петергоф. Строительство было начато в сложный исторический период, когда шла Крымская война (1854-1855 гг.), а инвестором, в сегодняшнем понимании, выступил известный промышленник и меценат, барон А. Л. Штиглиц, имеющий к тому же, собственный банк. Дорога была частной, но пользовалась большой популярностью, как и государственные железные дороги.

Железнодорожный «бум»

Вторая половина XIX века – время интенсивного развития железных дорог в Российской империи. Появилась целая железнодорожная сеть на северо-западе России, а также в центральных губерниях. В это время развивалось и пригородное сообщение. В 1864 году была проложена дорога в Ораниенбаум и дальше – в эстонский Ревель. Таким образом, к концу XIX века завершилось строительство Балтийской железной дороги.Поезд у Ораниенбаума

На службе у России

Развитие отечественного железнодорожного транспорта не могло идти так быстро, если бы в этом не принимали участие, такие специалисты, как испанский архитектор и инженер Августин Бетанкур, приложивший руку к архитектурному облику обеих российских столиц, а также служивший в качестве главного директора путей сообщения Российской империи. В эту должность он вступил в 1819 году, став основателем Института инженеров путей сообщения (сейчас – ПГУПС императора Александра I), выпускающего высококвалифицированные железнодорожные кадры и в наши дни.Августин Бетанкур. Портрет

Две знаменательные даты, отмеченные выставкой, высоко оцениваются посетителями, которые с большим интересом смотрят исторические документы и фотографии. Выставка об истории железных дорог проводится под эгидой VI Санкт-Петербургского международного культурного форума по адресу: г. Петергоф, Верхний сад.