Выставка "Памяти Беренштама"

Дата начала: 01.08.2017 г.

Дата окончания: 01.08.2018 г.

Музеефикация Петергофа, как бывшей резиденции российских императоров, началась в 1918 году, когда была организована Петергофская художественно-историческая комиссия, в состав которой вошли ведущие учёные-историки, архитекторы, искусствоведы. Среди них стоит выделить Фёдора Густавовича Беренштама (1862-1937 гг.), художника, архитектора и общественного деятеля, который внёс неоценимый вклад в работу по сохранению памятников Петергофа. Выставка памяти Ф. Г. Беренштама проходит в «Музее коллекционеров» (ул. Правленская 4).Фёдор Густавович Беренштам

Трудные времена

Даже сложно представить себе, в каких условиях приходилось трудиться учёным и специалистам в период разрухи, начинавшейся гражданской войны, в помещениях без отопления. А работы было очень много: составление описей имущества и документов, которые стали первыми «инвентарными книгами» музеев Петергофа. В это же время устроители музейного комплекса старались, как можно скорее приготовить экспозиции для посетителей в парках, садах, дворцах. Производились работы по запуску фонтанов. Музейно-научный штат состоял всего из пяти человек, а должностных обязанностей у них было на двадцать и более работников. Это отражено в дневнике комиссии, написанным от руки, в который записывались все проблемы и задачи, решаемые ежедневно.

Совещание музейщиков, состоявшееся 1.06.1918 г. зафиксировало в своём Протоколе № 1 решение об открытии дворцов «Монплезир», «Эрмитаж», «Марли», а также Большой Петергофский дворец для посетителей уже на следующий день. Первые туристы не замедлили себя ждать.

Сезон следующего года был подготовлен очень основательно, начиная с разработки экскурсионных программ до составления правил посещения музеев Петергофа. В это же время создавались новые музейные экспозиции на разные темы. Так как в дефиците было всё: бумага, клей, инструменты, то работникам приходилось использовать листовки с правилами посещения музеев в качестве рабочих тетрадей. Например, план доклада Ф. Г. Беренштама о работе музейного комплекса был написан от руки на одной из таких листовок, а на другой подготовлен черновой вариант программы лектория по истории искусств. Фёдор Густавович постоянно занимался подготовкой кадров, читая лекции и проводя курсы будущих экскурсоводов или «руководителей экскурсий».

Принципы музейной работы

Ф. Г. Беренштамом были разработаны принципы музейного хранения экспонатов. Они актуальны и по сей день, а фотографии, проекты новых музейных экспозиций, рабочие записи, приходно-расходные документы, черновые наброски статей сами стали экспонатами выставки и впервые демонстрируются посетителям. Масштабность задач, стоявшая перед первыми музейщиками Петергофа, поражает воображение, а их творческий и исследовательский потенциал говорит о всеобъемлющем интересе к предмету, которым они занимались. Некоторые проекты Ф. Г. Беренштама так и остались нереализованными, но основная задача – сбережение дворцово-паркового ансамбля Петергофа была решена полностью, дав ему вторую жизнь.

Ленинградский коллекционер Б. Н. Васильев в конце 80-х годов прошлого века приобрёл личный архив Ф. Г. Беренштама, а в  2017 году коллекция документов и фотографий была передана в ГМЗ «Петергоф» вдовой Б. Н. Васильева. Теперь учёные исследуют архивные материалы, открывая новые страницы истории музейного Петергофа.

Место проведения: Музей Коллекционеров.

Адрес: Петергоф, ул. Правленская 4