+7 (812) 603-70-35

Мы оказываем консультации только по экскурсиям в Петергоф. Информация о режиме работы музеев, ценах по телефону не предоставляется.

Показать телефон и email
Телефон: +7 (812) 603-70-35
Закрыть

Никола Бенуа: рисованные истории

Мультимедийный проект с таким названием запущен к тридцатилетию "Музея семьи Бенуа" Государственным музеем-заповедником "Петергоф".

Рассказ о жизни сценического художника Николая Александровича Бенуа (1901-1988) построен по письмам, материалам семейных архивов, фотографиям и мемуарам. На суд зрителя представлен цикл графических зарисовок, повторяющих линию жизни мастера.

Более тридцати пяти лет Бенуа провел в Италии, где руководил постановочным отделом театра оперы Ла Скала в Милане. Сегодня на сайте проекта открыт доступ к первому блоку, посвященному работе на подмостках Ла Скала.

Октябрьская революция поделила жизнь на «до» и «после». Бывший гимназист Петербургской школы Карла Мая в 1918 году оказался выпускником Советской трудовой школы, тогда же мечта юности ― Императорская художественная академия ― превратилась в Государственные художественные мастерские. Карьера мчалась в темпе эпохи перемен. Путь от ученика до главного сценографа Петроградских театров за три года был прохвачен галопом, а французская виза стала призовым вымпелом.

Эмиграция в Европу

Художник отправился в Париж (1924 г), где работал в театре-кабаре «Летучая мышь». В это время Европу будоражат Русские сезоны Дягилева. Хореография, костюмы, декорации, уставшие от традиционных форм, взрываются красками, оживают потоком свежих идей. Русская тема становится модной. Артуро Тосканини ― директор театра Ла Скала, ищет художника для постановки «Хованщины» М. Мусоргского. Самобытный, дерзкий, талантливый сценограф из Петербурга оказался идеальной кандидатурой. Бенуа принимает предложение, и в 1925 году переезжает в Милан.

Для искрометных фантазий и безудержного темперамента не было места лучше Ла Скала. Театр и художник нашли друг друга. Новаторское чутьё Бенуа притягивало представителей авангардных направлений в музыке, живописи, дизайне. При театре открылась школа сценографии, пошивочная мастерская (костюмы раньше брали напрокат), а статичная сцена была оборудована подвижными мостами и панелями. Творческая концепция мастера заключалась в единстве стиля, пластики, костюмов и декораций.

Бенуа занял пост директора художественно-постановочной части в 1937году и прослужил в этом качестве до 1970 г. За это время было создано декораций и костюмов более чем для 126 спектаклей. Русская тема всегда оставалась любимой от «Хованщины» (1926) и «Бориса Годунова»(1927), до постановок «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева и «Жизни за царя» М. Глинки, в 1959 году.

Римский период (1927-1936 год) творчества отмечен работами к 26 спектаклям («Лючия де Ламмермур», «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель Богов» и др.) Параллельно Бенуа сотрудничал с кинематографом и другими, в том числе драматическими театрами, работал в Германии и Аргентине.

Мысли о родине

А что же родина? Она жила в работах и воспоминаниях. Бенуа гостил в Сорренто у Максима Горького, где встречался с Борисом Шаляпиным (сыном баса Федора Шаляпина), грузинским князем Ираклием Багратионом-Мухранским, с которым художника связывала многолетняя дружба.

Дисмо Де Чекко ― оперная дива и жена― вспоминала, как любил Никола их дом в Кодроипо, потому что красота природы тех мест напоминала Россию.

После сорокалетнего отсутствия художник приезжает на родину (1964г.) вместе с Ла Скала, «Трубадуром» и «Турандот», приготовленными специально для показа в России. Большой театр познакомился с Бенуа, во время работы над спектаклями «Сон в летнюю ночь» (1965 г.), «Бал-маскарад» Дж. Верди (1979) и оперой «Мазепа» Чайковского в 1986 году.

Семья Бенуа ― это плеяда русских интеллигентов, внесших неоценимый вклад в культуру мира и своей страны. Лансере, Серебряковы, Шретеры ― сложно назвать все ветви династического древа творческой фамилии. Последние годы жизни Николай Александрович посвятил созданию "Музея семьи Бенуа" в Петергофе. Открытие состоялось 16 октября1988 года, но маэстро на нем не присутствовал, потому что умер на несколько месяцев раньше. Авторское наследие выдающегося театрального художника ― сценические планы, макеты, эскизы костюмов и декораций хранятся сегодня в музейном архиве. Некоторые из 700 работ можно увидеть, посетив виртуальную экспозицию.