Великая фонтанная мечта: Идея. История. Реальность

"Великая мечта: Идея. История. Реальность"― выставка с таким названием открылась в Верхнем саду Петергофа 23 сентября.

Экспозиция посвящена гениальному фонтанному проекту Первого российского императора. Красота дворцовых парков Европы вдохновила Петра построить и в России нечто особенное. Желание было столь велико, что в краю снегов и болот появилось такое чудо, как Петергоф!

Герой тематического обзора, подготовленного к пятилетию "Музея фонтанного дела", ― петергофский водовод, вершина гидротехники начала XVIII века, сооружение, по трубам которого и сегодня вода из подземных ключей поступает в фонтаны. Фотоэкспозиция Олега Трубского проводит посетителей через 16 прудов и 26 шлюзов, знакомит с хитростями клапанов и заслонок. Путеводителем по фонтанной системе служит "Генеральный план ", составленный М.И. Пилсудским. Главный по фонтанам Петергофской дворцовой управы (с 1857 по 1874 г.) проложил курс «от ключей до взморья», следуя которым, можно полюбоваться красотой подземных чертогов и наружных парков, под газонами которых тянется водовод.

Памятник мечте государя возведен руками тысяч солдат, крестьян и гением русского гидравлика Василия Туволкова. Восьмого августа 1721 года царь Петр Алексеевич лично отвернул вентиль и пустил водовод. На следующее утро вода достигла цели и заиграла в фонтанах. Сейчас же каждый год проходит фестиваль открытия фонтанов после зимы.

Спустя два года Петр продемонстрировал приморское детище иностранным гостям. Многие тогда признали, что Петергоф обошел Версаль красотой и изяществом инженерных идей. Фонтаны французского короля из-за нехватки воды не могли работать одновременно. Их приводили в действие слуги по мере приближения монарха и выключали следом за ним. В Петергофе место было выбрано настолько гениально, что вода стекала естественным образом, насосы здесь никогда не использовали. Как триста лет назад, дистанцию в двадцать с лишним километров (с Ропшинской возвышенности до Нижнего парка) поток пробегает только за счет перепада высот доставляя к 147 фонтанам около 100 тысяч кубометров воды в сутки.

Правда ли, что прообразом столицы водных феерий был Версаль? У искусствоведов нет однозначного мнения. Да, Петр бывал в Версале, но в 1717 году, когда работы на берегах Финского залива уже шли полным ходом. Петергоф ― скорее образ собирательный. Здесь и европейские впечатления, и желание восславить победу России в Северной войне и стремление заявить о крепких позициях на Балтике.

Мало найдется людей, сумевших при жизни придумать и реализовать замысел подобного масштаба. Петр был автором композиции панорамного морского въезда в петергофскую резиденцию, плана Верхнего и Нижнего парков, Большого каскада, Шахматной горки, Золотой горы, озорного фонтана «Дубок», шутейных «Диванчиков» и «Водяной дороги».

Пирамида

Фонтан «Пирамида» тоже был создан по приказу Петра. Царь задумал его как памятник героям Северной войны. История фонтана, что называется, «не заладилась». Работы шли три года. После первых испытаний царь велел переделать Пирамиду, но умер, так и не дождавшись результата. Затем фонтан неоднократно менял облик в угоду стилям и модам, пока в 1800 году не появился восьмиметровый красавец, выполненный по проекту В. Яковлева в стиле эпохи классицизма. Семи ярусный пирамидальный столб соткан из 505 водяных струй, опадающих в квадратный бассейн, окруженный мраморной балюстрадой с вазами и мостиками. Это наиболее водоемкий (до 100 литров в секунду) и один из самых элегантных Петродворцовых шедевров.

Самсон

Бассейн большого каскада украшает фонтан «Самсон». Первая версия скульптурной композиции существовала лишь в голове Петра, который центральной фигурой видел Геракла, побеждающего Лернейскую гидру (как символ победы России над Швецией), но не успел осуществить задуманное.

В честь 25-летнего юбилея победы под Полтавой был установлен фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Царственная племянница Анна Иоанновна поддержала замысел Петра. Лев ― символ Шведского короля, чья армия была разбита в день Святого Сампсония (27 июня 1709 г.). Водяной столб (21м) бьет из пасти покоренного хищника. Львы по периметру постамента, обозначают стороны света. Автором первого (свинцового) Самсона был Б.К. Растрелли (отец знаменитого архитектора). Вторая (бронзовая) версия мастера М. Козловского пришла на замену первой в 1801 году, но и она не оказалась последней.

Фонтаны и дворцы Петергофа были практически уничтожены во время немецкой оккупации. Оригинальная статуя Самсона исчезла (была взорвана или переплавлена). По архивным чертежам и фотографиям скульпторы В. Симонов и Н. Михайлов восстановили композицию в 1947 году. В апреле 2011 после очередной реставрации покрытый сусальным золотом Самсон вновь занял своё место.

Но вернемся к водоводу, что соединяет творения петровской эпохи с теми, что были построены позже. Это связующая нить поколений, символ великой мечты, побед, бессмертия, заставляющий поколения беречь традиции и переосмысливать уроки истории.