Архитектурные шедевры Ринальди в Ораниенбауме

«Синьор Ринальди из Рима» ― баннерная выставка с таким называнием откроется 10 сентября возле Почетных въездных ворот ораниенбаумского дворцово-паркового комплекса. Место выбрано не случайно, изящная постройка ― одно из ранних и сохранившихся в первозданном виде творений Антонио Ринальди. Экспозиция посвящена творчеству и приурочена к трехсотлетию со дня рождения великого итальянского зодчего.

Ранняя биография синьора Ринальди полна неточностей и догадок. Родина ― южная Италия.  Происхождение ― из дворян. От даты рождения остался только 1709 год.

В середине XVIII века, когда в Италии сошел на нет строительный бум, зодчие, художники, декораторы устремилась туда, где дворцовая архитектура ждала своих мастеров. В водовороте «новой волны» оказался и Антонио Ринальди. Талантливый архитектор, ученик мэтра итальянского барокко Луиджи Ванвителли отправился в Малороссию, подписав контракт на строительство резиденции Гетмана Разумовского в Батурине. Так в 1752 году началась русская история великолепного итальянца.

Означенные договором, семь лет обернулись тридцатью годами жизни в России. Батуринским проектам не суждено было осуществиться, но их предполагаемый масштаб произвел впечатление в высших кругах. В 1754 году по рекомендации Разумовского Ринальди получает работу в Ораниенбауме. Живописному уголку на южном побережье Финского залива были посвящены двадцать лет труда. Сначала в качестве архитектора «малого двора» наследника престола Петра III, а с приходом к власти Екатерины II (1762 г.) в статусе придворного архитектора ее Величества.

Ранние ораниенбаумские творения ― это Почетные въездные ворота (1757) и элегантный двухэтажный дворец Петра III (1759-1762) на территории бывшей Потешной крепости.

Екатерина покровительствовала Ринальди, еще до того, как стала Императрицей. В письмах к Вантвителли зодчий часто называл себя архитектором Великой Княгини. Не удивительно, что строительство Собственной дачи, «каменного домика и горы» (Китайского дворца (1762-1768) и Катальной горки (1762-1774)) в стиле рококо государыня доверила любимому мастеру. 

Изящная, грациозная безделушка, которой невозможно не любоваться― так позже скажет о Китайском дворце А. Бенуа. За легким, лаконичным фасадом скрываются роскошные интерьеры. Плафоны, зеркала, орнаменты из раковин и цветочных гирлянд, наборные паркеты, картины и стеклярусные панно ― сплетение фантазии, вкуса, и артистичной легкости большого художника.

Любимая русская забава послужила идеей создания Катальной горки. На строительстве комплекса, состоявшего из павильона, гор и колоннады Ринальди- инженер превзошел Ринальди-архитектора. Пассажиры скатывались с 20 метровой высоты и мчались вдоль колоннады, подскакивая на пологих горках. Подобного аттракциона не было ни в России, ни за границей. К сожалению, до наших дней сохранился только павильон.

С восшествием на трон Екатерины II в творческой биографии архитектора наступает самый насыщенный период. В эти годы возводится Мраморный дворец в Петербурге, идет работа над дворцово-парковыми ансамблями в Гатчине и в Царском Селе.

Здание Большого каменного театра (на месте нынешнего Мариинского театра) было последним проектом. В 1779 году, когда закончилось возведение стен, 70-летний маэстро падает со строительных лесов, после чего выходит на пенсию (1000руб. пожизненно), продает в России дом и уезжает в Рим. Последние десять лет Ринальди проводит в Италии, приводя в порядок свои чертежи и рисунки, там же он и скончался 10 февраля 1794 года.

В Ораниенбауме начинался творческий путь великого зодчего. Талант итальянца, проросший на Русской почве, увековечил себя, пополнив список мировых архитектурных шедевров.

Приглашаем вас прикоснуться к прекрасному, окунувшись в атмосферу эпохи барокко.