Большой дворец в Петергофе
Архитекторы и проектировщики Большого дворца
Большой дворец во времена царских особ
Величие красоты, воплощённое в здании Большого дворца, даёт его посетителям отличную возможность познания истории через предметы быта и роскоши, собранные здесь, а также интерьерные изыски внутреннего убранства помещений дворца. Фасад здания растянут на 300 м, ограничиваясь с одной стороны Церковным корпусом, с другой – строением музея «Особая кладовая» с золотым двуглавым орлом над куполом. Дворец делит территорию Петергофского дворцово-паркового ансамбля на две части: Верхний сад и Нижний парк.
Архитекторы и проектировщики Большого дворца
Первыми архитекторами этого здания были И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, приглашённые Петром Великим, а продолжателем традиции «русского барокко» стал Ф. Б. Растрелли в период царствования Елизаветы Петровны. Начальный этап строительства длился 10 лет (1715-1725 гг.), как и второй, продолжавшийся десятилетие с 1745 г. по 1755 г. Между этими датами, в 1732 году по проекту архитектора М. Земцова к главному зданию были пристроены галереи.
С самого начала проект парков и садов планировался, как радиально расходящиеся от Большого дворца аллеи, пересекаемые в разных местах другими аллеями, что, в общем, соответствовало планировке Версальского парка под Парижем. Таким образом, дворец стал центром Петергофского ансамбля. Ведущую роль в этом обустройстве территории сыграл архитектор и мастер садово-паркового искусства Жан-Батист Леблон, который ушёл из жизни уже в 1719 году и похоронен на кладбище возле Сампсониевского Собора в Санкт-Петербурге.
Большой Петергофский дворец во времена царских особ
Во времена Петра I Большой дворец в Петергофе представлял собой двухэтажное здание по ширине Большого каскада, которое носило название «Верхние палаты» («Нагорные палаты»). С первых дней дворец стал использоваться для праздничных мероприятий, которые Пётр I устраивал для своих приближённых по образцу европейских ассамблей.
Елизавета Петровна, в свою очередь, решила достроить Большой Петергофский дворец, увеличив его площадь в несколько раз, но сохранив петровские палаты. Такую задачу смог выполнить великий итальянский зодчий Ф. Б. Растрелли, создав шедевр архитектуры в стиле «елизаветинского барокко». На балы во дворец собиралось до 3000 гостей, а прислуги здесь было ещё больше. Теперь дворец по праву назывался «Большим», а его изысканные и роскошные интерьеры до сих пор удивляют посетителей, хотя почти все они воссозданы во второй половине ХХ – начале XXI века.
В конце XVIII века интерьерное убранство дворца стало более строгим, повинуясь европейской моде того времени и набирающему силу классицизму с его простотой и изысканностью. Екатерина II решила изменить некоторые помещения дворца, сообразуясь с веяниями времени. Были переоформлены и переустроены Тронный зал, Чесменский зал, Столовая, а французский архитектор Жан-Батист Валлен-Деламот создал прекрасные Китайские кабинеты (1766-1767 гг.).
В XIX веке также происходило обновление интерьеров, а также был надстроен третий этаж Восточного флигеля дворца (1846 г.). Выполнил проект архитектор А. И. Штакешнейдер, тем самым создав ещё восемь различных видов интерьеров. Это было приурочено к свадьбе младшей дочери императора Николая I княгини Ольги Николаевны, которая выходила замуж за принца Карла Вюртембергского. Название восточной Ольгинской половины Большого дворца осталось до сих пор.
Несмотря на различные архитектурные стили из различных эпох, Большой дворец выглядит целостным величественным сооружением, несущим отпечаток веков и событий. Здесь жили императоры с семьями, проходили праздники, балы, крестины, маскарады. История Большого дворца состоит из победных фейерверков прошлого и горящих руин середины ХХ века, послевоенного восстановления и новой жизни в сегодняшнем мире.
Интерьеры и залы Большого дворца в Петергофе
Сегодня Большой дворец имеет большое количество восстановленных интерьеров, которые показывают, как жили здесь царские особы и их приближённые. Внутри дворца расположено 30 комнат и осмотр начинается с Парадной лестницы Западного флигеля, которая сразу поражает обилием золота, барельефами, вазами и картушами, тем самым создавая приподнятое и радостное настроение у посетителей.
Западное крыло дворца – это Танцевальный зал с пышным интерьером в стиле «елизаветинского барокко». Обилие золота, зеркала-обманки между окнами и другие предметы интерьера дают представление о приёмах Елизаветы, которые здесь проводились для представителей купечества.
В Голубой комнате соответственно, всё выдержано в голубых тонах: ткани на стенах, шторы, окантовка мебели. Которая сохранилась со времён Елизаветы. Здесь же много ваз и бронзовых изделий декоративно-прикладного искусства.
Чесменский зал – ещё одно помещение с ярким интерьером, посвящённым победе русского флота в Чесменском сражении (1770 г.). Все картины на стенах и на полу показывают эпизоды великой битвы.
Тронный зал по праву носит это имя, потому что является самым большим во дворце. Его площадь – 330 м2. Торжественность интерьера, в котором превалирует белый цвет, лепнина, великолепные люстры, а также картины лучших художников, показывают величие имперского дома Романовых.
Императорские приёмы устраивали в Аудиенц-зале, который небольшой по размерам, но очень интересный по интерьерному наполнению. Здесь также использованы ложные окна-зеркала, резные капители, пилястры, прекрасный живописный плафон на своде потолка.
В Белой столовой можно познакомиться со старинным сервизом на 30 гостей из 196 предметов, а также увидеть необычный матовый интерьер с гипсовой лепниной.
В Петровской части сохранился Картинный кабинет, который разделён на два цвета и имеет коллекцию старинных картин-портретов.
Ещё одно помещение называется Куропаточной гостиной, которая отличается тем, что покрыта шёлковой тканью с изображением куропаток и растительным орнаментом. Рядом с этой комнатой расположены Туалетная комната, Диванная комната и Кабинет императрицы. Эта часть Большого дворца носит название женской половины.
Одним из самых известных кабинетов стал Дубовый кабинет Петра I, который сохранили во время переустройства дворца в середине XVIII века. Это помещение, украшенное дубовыми панелями, выполненными скульптором Николя Пино ещё при жизни императора. Панели и другое убранство кабинета удалось сохранить, так как его вывезли до оккупации во время Великой Отечественной войны. Здесь же расположен мраморный камин и зеркала, обрамлённые резными рамами. Все вещи, бережно сохранённые музейщиками, помогают посетителям представить бытовую сторону жизни Петра I. Это стулья с плетёными сиденьями, часы-будильник мастера Иоганнеса Бреннера, книги из библиотеки царя и многое другое.
Режим работы Большого дворца
Билеты в Большой дворец можно купить в кассах музейного комплекса, которые работают с 8.45 ч. до 19.00 ч. Дворец-музей не работает по понедельникам и в последний вторник месяца. Открытие дворца – в 10.30 ч., закрытие – 19.00 ч. (в субботу – 21.00 ч.). Следует помнить, что кассы прекращают работу за 1 ч. 15 мин. до закрытия музея. Для осмотра музея Большого дворца летом необходимо быть в составе экскурсионной группы, иначе вам не удастся туда попасть.