Церковный корпус в Петергофе
Императрица Елизавета Петровна в 1747 году поручила архитектору Бартоломео Растрелли (1700-1771 гг.) спроектировать и построить придворную церковь рядом с Большим Петергофским дворцом. Строительство продолжалось четыре года, и освящённый 10 сентября 1741 года Церковный корпус в Петергофе явил себя миру, как прекрасное культовое строение, созданное в стиле «елизаветинского барокко» с традиционным русским пятиглавием золотых куполов.
Роскошь и красота Церковного корпуса Большого дворца
Изначально интерьеры Церковного корпуса поражали посетителей храма своей пышностью и роскошью. Здесь были воплощены идеи православного церковного строительства вместе с западными формами в стиле «барокко». Большие окна обеспечивали постоянный приток света, а обилие золота, ярких красок в росписях и образах привлекали взгляды самых искушённых зрителей. Кроме всего прочего, Елизавета Петровна хотела видеть только красивые картины и лики, которые в Церковном корпусе отличаются добрым выражением лиц и мягкими чертами. Нет ни одной фрески, изображающей Страшный суд или какие-либо картинки ада и тёмных сил. Атмосфера храма получилась не просто благостно-религиозная, но и праздничная, чего и хотелось императрице.
Сакральный смысл массы золотых украшений и резьбы в Алтаре, Зале и помещении Трапезной известен – это воплощение Славы Божией, поэтому в Церковном корпусе Петергофа эта тема стала основной, наряду с добротой и мягкостью ликов апостолов, святых, архангелов и ангелов.
Церковный зал
Восьмиугольное помещение зала олицетворяет путеводную звезду Христа, освещающую путь мира. Купольные своды также восьмигранные, с изображениями апостолов, евангелистов, святителей, как первых и главных учредителей Святой Церкви. В Зале нет амвона и солеи; эта особенность отличает храм от всех других традиционных православных религиозных строений.
В то же время, иконостас создан по традиционной схеме, с изображением святых, находящихся в эмоциональном состоянии, но без выражения наказания грешников, а с пониманием греховности мира и необходимости покаяния. Резьба с позолотой, которая изображает херувимов, растений, гирлянды, рокайлей, практически идентична резьбе в других помещениях Большого дворца. В изгибах резьбы можно заметить и вензеля самой императрицы, которые очень точно и гармонично включены в композицию.
В центре иконостаса, устремлённом вверх, мастерами созданы прекрасные витые золочёные колонны, а завершает композицию изображение Голгофы и Предстоящих пред ней. Здесь совершались все церковные таинства: крещение, венчание, евхаристия, а также отмечались главные праздники церковного календаря и государственные даты. Например, 11 августа 1904 года в Церковном корпусе состоялось крещение долгожданного наследника Николая II– цесаревича Алексея. До этого здесь крестили трёх дочерей императора.
В Трапезной сегодня работает выставка, посвящённая бытовой стороне жизни Церковного корпуса, показывающая обычные будни церковных служащих и священников.
Стоимость и режим работы
Стоимость взрослого билета для иностранцев - 500 рублей, граждане России и СНГ могут купить билет за 300 рублей, студенты – за 200 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.
С 16 октября по 27 апреля Музей "Церковный корпус" работает только по выходным с 10:30 ч. до 18:00 ч., а в летнее время ежедневно.
Адрес музея: г. Петергоф, ул. Разводная 2.