Воронихинские колоннады в Петергофе

Планировка Парадной части Нижнего парка базируется на строгих пропорциях всех архитектурных шедевров, находящихся рядом с Морским каналом – центральной аллеей ансамбля. Воронихинские колоннады составляют яркое подтверждение такому регулярному геометрическому построению, замыкая партеры перед фасадом Большого Петергофского дворца с севера, и прямо указывают на входные аллеи с двух сторон Морского канала.

Воронихинские колоннады – неотъемлемый атрибут ансамбля Парадной части Нижнего парка Петергофа. В своей истории они имели три главных этапа: времена Петра I, царствование Александра I, времена императора Николая I. В каждом из этих этапов, будь то первое строительство, полная переделка или добавление мраморной составляющей, участвовали известные архитекторы и строители, на века поставившие это произведение архитектурного искусства, украшающее преддверие Морского канала и центр Нижнего парка.

Строительство кирпично-деревянных крытых проходов с павильонами началось в 1722 г. и продолжалось до 1724 года под руководством архитектора Николо Микетти по указу Петра ǀ. Тогда в восточной части галерее был сооружен клокшпиль – инструмент, оснащённый колокольчиками из хрусталя, звучащими благодаря воздействию водных струй. В западном крыле был поставлен водяной орган с интересным названием – «Егерская штука». Колесо органа, приводимое в движение водой, крутило деревянные скульптурные изображения с яркой раскраской, среди которых были трубящий в рог егерь, сатиры с флейтами, олень,лающими собаками, певчие птицы. Звук производился надуванием специальных мехов.

Второй этап в судьбе архитектурного шедевра стало начало XIX века, когда архитектор Андрей Никифорович Воронихин стал создателем колоннад, существующих и по сей день. Старые галереи обветшали и были разобраны, а новые сооружены из кирпича, гранита и пудостского камня. Были устроены фонтаны на куполах боковых павильонов, а также на крышах галерей, а у входов поставлены на постаменты гранитные львы, выполненные согласно моделям скульптора И. Прокофьева. По имени создателя колоннады стали называться «Воронихинскими». В начале 1850-х годов колоннады были оформлены в мрамор архитектором А. И. Штакеншнейдером и сегодня мы видим их именно в таком варианте.