Статуи Помоны, Флоры, Зефира и Вертумна в окружении фонтана «Дубовый»

Четыре статуи богов и богинь из мрамора, созданные итальянским скульптором Антонио Бонацца в середине XVIII века (1757 г.) в городе Падуя, переехали к фонтану «Дубовый» в Верхнем саду Петергофа, украсив его пространство и привлекая к себе многочисленных посетителей регулярного парка, с восхищением смотрящих на эти произведения скульптурного искусства. Следует отметить, что семейство Бонацца, в лице отца Антонио – Джованни Бонацца, подарило ещё две прекрасные статуи – Адама и Евы, которые установлены в Нижнем парке Петергофа.

Статуя Флора

Фигуры представляют собой образы древнегреческих и древнеримских покровителей природных стихий. Это Флора – богиня весны, цветения, юности и цветов, олицетворяющая всё новое в жизни и природе. Культ Флоры был особенно распространён среди италийского племени сабинян, хотя корни его лежат в древней Греции. Флора, по преданию, олицетворяла весеннее обновление природы, а её грудь источала цветы. Многие художники и скульпторы изображали в виде Флоры представительниц высшего света в России и Европе.

Статуя Зефир

Изображение Зефира – весеннего западного ветра, который становился сильным в период летнего солнцестояния и приносил не только тёплый воздух, но и дожди, а также бури. Причём на Западе Средиземноморского региона Зефир – это тёплый мягкий ветерок. Такая разница обусловлена представлениями греков и римлян о том или ином природном явлении. В мифологии о Зефире сказано, что он сын Эос и Астрея и был вестником богов, о чём упоминалось в таком известном источнике, как «Илиада» Гомера. Там указано, что Зефир дует на блаженных островах запада, где не бывает бурь, дождей и снега. Антонио Бонацца изобразил Зефира с крыльями бабочки и надутыми щеками. Вообще, именно эта фигура отличается от других простыми формами тела, где нет красивых мышц и других классических показателей божественного происхождения образа. Зефир нравится, как детям, так и взрослым, потому что он, как будто сейчас начнёт шалить, поднимется на своих крылышках и будет дуть ласковым ветерком в сторону гостей Петергофа. Можно вспомнить А.С.Пушкина: «Ночной Зефир струит эфир».

Статуи Вертумна и Помона

Статуя Вертумна – бога смены времён года, созревания плодов, речного течения и настроения людей. В соответствии с мифом, описанным древнеримским поэтом Овидием, Вертумн полюбил богиню Помону, которая отвечала за рост фруктовых деревьев, созревание плодов, а также их изобилие. Причём Вертумн очень своеобразно пытался ухаживать за Помоной. Он являлся в разных образах и разных местах, говоря о любви к ней, но каждый раз получал отказ. Помона отказывала и воину, и рыбаку, и поэту, и садовнику. Тогда Вертумн придумал другой ход – принял обличье старой женщины, которая уговаривала Помону выйти замуж за такого хорошего и славного бога по имени Вертумн. Помона же, в свою очередь, стала возражать и говорить, что ни разу не встречала такого бога и не видела его воочию, поэтому никак не может принять его и тем более, судить о достоинствах или недостатках Вертумна. Здесь Вертумн решился, наконец, предстать перед Помоной в своём облике и она, увидев прекрасного бога, согласилась стать его супругой.

Связь времён

Сегодня боги и богини древнеримского пантеона хранят Верхний сад Петергофа, помогая создавать прекрасные партеры, боскеты, аллеи и композиции фонтанов. Невозможно пройти мимо этих фигур, не остановившись и не осмотрев их со всех сторон. Эти произведения итальянского мастера Антонио Бонацци продолжают волновать наших современников, как и представителей прошлых веков. Можно представить себе, как Екатерина II или Александр III, гуляли здесь, обсуждая судьбы России с приближёнными и оценивая великолепие статуй богов и богинь рядом с фонтаном «Дубовый».